Журнал | |||
Миссия современной организацииГуськов Ю.В.Экономический кризис, который, согласно многочисленным прогнозам экспертов, должен был обойти нашу страну стороной, на самом деле очень сильно ударил по ней. Замедлились темпы роста валового внутреннего продукта и ряда других макроэкономических показателей, лихорадит банковский сектор и промышленность, вновь реальностью нашей жизни стало банкротство предприятий и массовая безработица. Однако главным итогом, к сожалению, явилось снижение благосостояния россиян, апатия и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. В чем причина такого положения? Ведь в течение нескольких последних лет нас сопровождали победные реляции и рассказы о светлом будущем России. Размышляя над этой проблемой, вновь приходится констатировать, что причины следует искать на самых верхних этажах управленческой пирамиды. Как справедливо отмечают отдельные исследователи, всегда легче объяснить неудачи предпринимательской деятельности тем, что подчиненные не смогли в полной мере выполнить указания руководства, нежели честно признать, что именно эти указания направили предприятие по ложному пути. Конечно, сегодня нельзя отрицать и наличие определенных успехов в развитии теории и практики управления в нашей стране. Однако получивший широкое распространение вывод о том, что последние два десятилетия породили в нашей стране поколение предпринимателей, которые ничего не предпринимают, к сожалению, имеет под собой реальные основания. Одной из наиболее серьезных проблем, которой в современной России уделяется явно недостаточное внимание, является проблема стратегического управления в целом и формулирования миссии организации, в частности. Приступая к рассмотрению миссии организации, хотелось бы отметить, что данное понятие является одним из наименее изученных отечественной экономической наукой. Одна из причин заключается в том, что выработка миссии в меньшей степени актуальна для малых и даже средних предприятий. Они в основном борются за выживание на рынке. Что касается крупных российских предприятий, которые успешно решили эту проблему, то их опыта, к сожалению, пока еще недостаточно для того, чтобы делать какие-либо выводы. Вместе с тем, изучение практики функционирования крупных западных компаний свидетельствует о том, что без решения этой проблемы, то есть правильного определения миссии, трудно рассчитывать на успех на рынке. В.Маковский. Идеалист и материалистПереходя к анализу сущности данного понятия, следует отметить, что миссию организации можно рассматривать в широком и узком значениях. В широком смысле под миссией организации можно понимать своего рода жизненную философию, то есть ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми данная организация намеревается осуществлять свою деятельность. В узком смысле под миссией организации понимается сформулированное утверждение о том, для чего существует данная организация и чем она отличается о других, ей подобных организаций. Единых общепринятых подходов к решению проблемы оформления миссии не существует. Однако наибольшее распространение получили следующие подходы. Это может быть короткий, яркий, запоминающийся лозунг или девиз, активно распространяемый посредством визуальных и вербальных методов. Так, к примеру, одна из крупных корпораций, претендующая на роль лидера на рынке аудио и видеоаппаратуры, следующим образом декларирует свою миссию: "Мы никогда не были и не будем вторыми. Мы всегда идем впереди и увлекаем за собой человечество!" Крупный оператор сотовой связи, стремящийся к лидерству на данном товарном рынке, излагает свою миссию в виде короткого девиза: "Мы призваны объединить народы всех стран и континентов!" Иногда миссия оформляется в виде небольшого текста, который помещается на наиболее заметных местах в офисах и на предприятиях фирмы, а также публикуется в рекламных буклетах и других материалах о данной организации. Примером может служить способ изложения своей миссии одной из крупных западных компаний по производству химических продуктов. Ее миссия изложена в виде следующего текста: "Наша миссия - обеспечить благосостояние наших акционеров, наших потребителей и наших сотрудников. Мы лучше других, и это означает, что сотрудники гордятся успехами нашей фирмы, потребители предпочитают именно нас, конкуренты вынуждены уважать нас! Мы не остановимся на достигнутом и всегда будем идти впереди всех!" Еще одним весьма распространенным способом доведения своей миссии до широких слоев общественности является обращение главы компании к своим клиентам, поставщикам и контрагентам в связи с каким-либо, к примеру, юбилейным событием. Как правило, оно включает в себя вводную часть, в которой дается информация, в связи с чем глава компании обращается к общественности. Далее коротко анализируется история развития компании и ее современное состояние. Естественно, вся информация преподносится в позитивном, выгодном для себя ракурсе. Завершается обращение заверением в том, что компания и далее будет процветать на рынке, и выражением благодарности всем, кто сотрудничает с ней. Независимо от способа распространения, формулировка миссии должна содержать следующие элементы: какой деятельностью занимается организация, какие товары (услуги или работы) она производит и на каких рынках работает; как организация оценивает внешнюю среду своего функционирования и, соответственно, условия своей деятельности; какой климат поддерживается внутри организации, и как она будет строить свои отношения с клиентами и контрагентами. Для того, чтобы сформулировать эти вопросы, необходимо предварительно найти ответы на три взаимосвязанных вопроса: - каковы наиболее актуальные потребности рынка, в чем в данный момент больше всего нуждается потребитель; - каким образом фирма может отреагировать на потребности рынка и в какой степени удовлетворить запросы потребителя; - что хочет руководство фирмы и в какой степени оно готово бороться за место на рынке? Именно ответы на три эти вопроса и составляют структурные компоненты сформулированной миссии. Продолжая разговор о роли миссии в развитии современных организаций, следует напомнить о том, что определение и распространение миссии организации не является самоцелью. Следствием всей этой деятельности должен стать положительный имидж. Под ним принято понимать совокупное мнение об организации широких слоев общественности. Для того, чтобы сформировать благоприятный имидж, он должен обладать следующими характеристиками. Адекватность - подразумевается, что формируемый имидж должен соответствовать реальности. Оригинальность - фирма должна быть "узнаваемой", то есть легко распознаваться среди множества других фирм. Пластичность - оставаясь в целом неизменным, вместе с тем, он должен реагировать на изменения окружающей среды и оперативно модифицироваться. Адресность - имидж должен быть адресован конкретной группе потребителей, которую данная фирма рассматривает в виде своих потенциальных клиентов. Подводя итог рассмотрению миссии, следует учитывать, что ее формулирование позволяет перейти к следующему этапу выработки стратегии - определению целей развития организации и непосредственному выбору стратегии дальнейшего развития. ![]() Пользовательского поиска |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |