Стратегическое планирование маркетинга 12 Глава � | |||
Содержание ВведениеМаркетинг как наука сравнительно недавно начала развиваться в России. В настоящее время маркетинг изучают практически все специалисты в большинстве вузов страны. Это связано с тем, что маркетинг является одной из основных дисциплин для профессиональных предпринимателей, руководителей предприятий, менеджеров и маркетологов, торговых и рекламных агентов, и, наконец, самих производителей новых товаров. Маркетинг рассматривается как комплекс разнообразных видов деятельности, концепцию управления, образ мышления и образ действий, направленных на превращение потенциального покупателя в клиента. Многогранность маркетинговой деятельности помогает молодому предпринимателю сделать правильные первые шаги, сверять свои действия с классическими положениями теории. Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Наличие стратегии, ее правильное и своевременное построение позволяет предприятию динамично развиваться, учитывая все вызовы современной рыночной экономики и присущей ей, всевозратающей конкуренции. Актуальность данной работы заключается в изучении понятия стратегических решений по работе с поставщиками. Целью данной работы является изучение аспектов работы с поставщиками. Предмет – стратегические решения по работе с поставщиками. Объект – работы с поставщиками на примере ЗАО УК «ЗУМК» Задачи:
Основные методы исследования – аналитический и описательный. ^ Глава 1.Социально-экономическая стратегия предприятия1. 1. Сущность и структура стратегии предприятияТермин «стратегия» произошел от греческого stratos – войско, ago – веду. В Греции под стратегией понимали мастерство ведения военных действий. В то время войны считались наиболее важной составляющей развития страны. Из определения стратегии следует, что стратегические решения – это решения, которые имеют наибольшее значение для функционирования предприятия и влекут за собой (при условии их реализации) долгосрочные последствия. Стратегия, стратегические решения и стратегические планы позволяют увеличивать потенциал предприятия. Стратегические решения принимаются на любом предприятии, и зависят от сферы деятельности, географического рынка, конкуренции и других факторов. Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на три группы1: · процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг («производство»); · процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия («воспроизводство»); · процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»). Стратегическое планирование лежит в основе управления маркетинговой деятельностью предприятия (рис.1). ![]() Рис.1 Функции управления маркетинговой деятельностью ^ Стратегическое планирование – представляет собой управленческий процесс по созданию и поддержке стратегического соответствия между целями предприятия, его возможностями и шансами в области маркетинга. Существует три подхода к определению стратегии предприятия: 1.Структуризация маркетипговой среды предприятия – предоставление информации для тех или иных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Такая информация выражается в стратегических планах и содержит данные о желательном состоянии, результатах развития предприятия. В числе заинтересованных лиц могут быть представители менеджмента, работники, акционеры, инвесторы, покупатели продукции, поставщики и т.д. Именно данный подход чаще всего и используется предприятиями. Формирование стратегии в рамках данного подхода проходит в несколько этапов (рис.2). ![]() Рис. 2 ^ Этапы стратегического планирования Миссия предприятия – основная цель, четко выраженная причина существования предприятия. Миссия содержит ответы на вопросы:
Стратегия выражается через взаимосвязанные решения, которые определяют приоритетные направления развития предприятия и структурирует этапы реализации его миссии. ^ Цели – описание конечных и промежуточных состояний предприятия в ходе реализации стратегии (рис. 3). Задачи – конкретизация целей предприятия применительно к различным направлениям его деятельности. Цели и задачи предприятия должны быть:
![]() Рис.3 Цели и задачи маркетинговой деятельности Миссия предприятия (бизнеса) обычно формируется в лаконичной форме и имеет емкую формулировку, которая отражает представления предприятия (бизнесмена) об окружающей среде, собственных возможностях и притязаниях и предназначении предприятия (бизнеса). Пример построения миссии компании: компания «Отис Элевейтор» занимается разработкой, изготовлением и установлением лифтов, эскалаторов и двигающихся тротуаров, а также обслуживанием данного оборудования. Миссия предприятия выглядит следующим образом: «Наша деятельность состоит в вертикальном и горизонтальном перемещении людей и материалов на короткие расстояния. Пока наше оборудование хорошо работает, люди нас не замечают, поэтому наша цель – оставаться незамеченными». В процессе формулировки миссии предприятия необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю среду маркетинга, которая включает в себя характеристику как самого предприятия и всех субъектов хозяйственной деятельности, которые с ним работают, так и описание экономической ситуации в географическом регионе действия предприятия, конкурентную среду. Миссия предприятия может трансформироваться в зависисмости от этапов развития самой фирмы, а также в зависисмости от меняющейся внешней среды. Процесс разработки новой или модификации старой миссии обычно проходит на уровне высшего звена управления предприятием при участии всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц, так как это влечет и изменение всех остальных элементов целевого пространства. Таким образом, структуризация целевой сферы здесь выполнена в виде иерархической системы, в которой каждый последующий уровень следует рассматривать как определенное уточнение предыдущего. В свою очередь, более высокий уровень предстает как синтез одного или нескольких более низких1. 2. Объединен отдельных стратегических решений и разработка на их основе комплексной стратегии. При данном подходе связь стратегии с миссией не просматривается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы стратегических решений. 3. Комбинированные варианты структуризации и синтеза. Последствия стратегических решений или реализации комплексной стратегии предприятия могут проявляться по разному. Стратегические решения могут касаться номенклатуры и объемов производства, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития, оплаты труда и других сфер деятельности предприятия. Принятие тактических решений должно основываться только на стратегии. Целью стратегического планирования является формирование стратегии и тактики предприятия – системы взаимосогласованных стратегических и практических решений по основным направлениям деятельности и развития предприятия, определяющих его внутреннее и внешнее поведение. Существует несколько классификаций стратегий. Одна из них основана на учете производственно-хозяйственной деятельности предприятия и включает в себя восемь типов стратегий: 1. ^ Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке. 2. Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства. 3. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов. 4. Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями. 5. Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов. 6. Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами. 7. ^ Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии. В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии. 8. ^ Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия. Если говорить о маркетинговых стратегиях развития предприятия, то можно привести следующую характеристику стратегии. ^ Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Как уже было выше сказано, стратегия предприятия разрабатывается на основе анализа и прогнозирования динамики развития рынка, изучения поведения покупателей, изучения ассортимента товаров, основных конкурентов и других элементов рынка. Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются: 1. Проникновение на рынок. 2. Развитие рынка. 3. Разработка товара. 4. Диверсификация. Формирование маркетинговых стратегий предусматривает одновременное формирование и маркетинговых программ по реализации выбранных стратегий. Чаще всего, маркетинговые программы предусматривают: - достижение максимального эффекта независимо от возможных рисков; - минимизация рисков без достижения больших результатов; - различные комбинации перечисленных выше подходов. Комплекс производственного и маркетингового стратегического планирования должен включать в себя: · классификация стратегий развития; · формирование базовых стратегий развития; · структуризация базовых стратегий; · формирование комплексной стратегии; · определение критериев отбора перспективных стратегий; · анализ и отбор наиболее эффективных стратегий; · окончательный выбор стратегии; · создание тактических планов к принятой стратегии; · анализ и выбор инструментов реализации стратегии; · контроль выполнения стратегии. Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия1. Как видно из приведенного перечня этапов, создание и внедрение стратегии – достаточно трудоемкая процедура. Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Дело в том, что сам по себе процесс осмысления ситуации, ее коллективное обсуждение, разбор различных вариантов действий в тех или иных сферах деятельности предприятия приносят огромную пользу, повышают степень системности и обоснованности принятия решений и управления предприятием в целом. Немаловажно и то, что в процессе обсуждения стратегии улучшается менеджмент, консолидируется коллектив, снижается уровень противоречий в интересах собственников, менеджеров, работников предприятия. |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |