Разработка миссии | |||
Разработка миссииСемен Гореликhttp://quality.eup.ruМиссия, как и многие базовые понятия современного менеджмента, не имеет единого общепризнанного определения. Существует достаточно много толкований этого понятия. Вот некоторые из них:
Генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль,философия, предвиденье, кредо - можно продолжить список понятий, с которыми связывают Миссию компании. Однако это вряд ли приблизит нас к пониманию роли Миссии в качестве ресурса управления и причин возросшего к ней интереса со стороны российских компаний. И, главное,не даст представления о методике разработки Миссии и формате ее описания. Возросший интерес к Миссии у российских компаний связан не только с модой на внешние атрибуты продвинутого бизнеса и появлением образованных менеджеров. Во - первых, существует целый ряд объективных причин,порождающих потребность в Миссии для компании, пришедших на рынок всерьез и надолго:
Во-вторых, развитие российского рынка и его интеграция в мировую экономику, обострив конкурентную борьбу, привели к пониманию ресурсообразующей роли миссии:
В - третьих, переход к насыщенному рынку, породив новые обстоятельства сбыта на рынке Покупателя, придал Миссии дополнительные грани :
Неудивительно поэтому, что Миссия рассматривается в качестве базового регламента как сторонниками "жестких" (регламенты, структуры, процессы), так и "мягких" схем управления (идеология, культура, духовность). Более того, Миссия - это платформа консолидации этих подходов. Рыночное управления компанией строится на признании принципиально новой основы отношений компании и рынка - взаимной открытости этих систем. При системном подходе к управлению взаимодействие компании с внешней средой осуществляется как взаимодействие целостной системы с более широкой надсистемой, определяющей функциональное предназначение компании. Составные части такой большой системы (компания+ рынок) взаимозависимы. Свойства компании (ее предназначение) нельзя понять только посредством анализа ее внутреннего устройства. Компания не может выработать свою Миссию подобно пауку,который создает паутину "из самого себя". Это означает, что для определения Миссии (предназначения) компании во внешней среде необходимо:
Другими словами, Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Компания и ее микро и макроокружение представляют собой иерархию вложенных друг в друга систем. Рынок одновременно представляет собой, с одной стороны,надсистему для компании, а, с другой стороны, открытую систему для внешнего окружения. Сама компания тоже одновременно представляет собой, с одной стороны, открытую систему,входящую в рыночную среду, а, с другой стороны, надсистему по отношению к входящим в нее подразделениям,собственникам, менеджерам, персоналу. Модель компании как открытой социально-экономической системы приведена на рис. 1.
Следует иметь в виду, что носителем Миссии может быть только субъектно - ориентированная открытая система, у которой существуют собственные цели в надсистеме. Кроме того, такая система должна обладать достаточным потенциалом, чтобы обеспечить достижение своих интересов на паритетной основе в качестве равноправного участника надситемы. В бизнесе компания выступает в качестве открытой системы по отношению к рыночной среде, отстаивая в конкурентной борьбе собственные коммерческие цели за счет удовлетворения потребностей рынка. Таким образом, Миссия - это отражение взаимодействия компании и внешней среды по закону единства и борьбы противоположностей. Миссия представляет собой один из самых спорных регламентов не только по сути и назначению, но и по способу разработки и форме представления. Какие только методы разработки Миссии не используются: от откровенно шаманской работы с сознанием, предсознанием, подсознанием до стратегических уединений с применением техник нейро-лингвистического программирования. Развивая поднятую в предыдущих публикациях тему бизнес-моделирования,предлагаем технологический системный взгляд на проблему с позиции бизнес-инжиниринга. Разработка (точнее конструирование) Миссии компании в рыночном микроокружении, как и все в инженерном деле, начитается с системы координат (см. рис. 2). Ось НАДО - отражает потребности рынка, Ось МОГУ - определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык), Ось ХОЧУ - представляет собой философию бизнеса (ожидания,ценности, принципы). В такой системе координат разработка Миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой. Вообще говоря, с учетом влияния на Миссию всей иерархии надсистем (государственное макроокружение, континентальные сообщества, мировые рынки и т.д.) система координат будет в общем случае N-мерной. Например, четвертая ось - МОЖНО будет отражать политические, экономические,технологические и социальные ограничения макроокружения компании.Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения. Само конструирование Миссии производится поэтапно: Первый этап - описание (фиксация) особого виденья компании относительно: а). Компании (самоидентификация) - как субъекта (знания, опыт, ценности,ожидания, принципы) и как объекта (ресурсы,технологии). б). Рынка (микроокружение) - покупатели (потребности), конкуренты (альтернативные предложения) партнеры (возможности интеграции). в). Внешней среды (макроокружение) - политика (правила игры, региональные интересы), экономика (возможности, в том числе, покупательские), социальная сфера (поддержка или противодействие нашим товарам и/или технологиям), технология (развитие, обеспечение или угрозы товаров заменителей). Итогом этого этапа будет:
Все рассматриваемые на этом этапе вопросы обсуждаются в исторической перспективе:
Второй этап - разработка делового кредо компании: а). Уточнение социально значимой потребности рынка, которую компания собирается удовлетворять в результате коммерческой деятельности с возможным привлечением других участников внешней среды (партнеров, конкурентов, государственных и общественных организаций). Трафарет разработки делового кредо представляет собой матрицу анализа отношений конъюнктуры рынка (надо), возможностей компании (могу), устремленности компании (хочу) и ограничений внешней среды (можно) см.рис. 4. б). Формирование базового рынка (класс покупателей, регион), в). Формирование базового продукта (услуги), в том числе совместного. На этом этапе формируются виды коммерческой деятельности компании и определяется схема партнерского взаимодействия со всеми участниками рыночного окружения (для удовлетворения чего, что, кому, вместе с кем, где, когда предоставляем). Алгоритм разработки от первичного понимания потребности рынка, через последовательность уточнений, до формирования видов корпоративной деятельности приведен на рис. 5. Третий этап - описание делового кредо в виде 8-ми меморандумов о целях, принципах и идеалах взаимодействия со всеми участниками внешней среды (в первую очередь с Покупателем) и внутренними группами субъектов компании (см. рис. 6):
Четвертый этап - объявление Миссия средствами внешнего и внутреннего PR (разрабатывается имидж компании на базе делового кредо). Главное, после этого на основе Миссии качественно разработать дерево целей с последующим формированием стратегий, функций, операций, процессов,должностных инструкций и пр. Полнота формата описания и детальность проработки Миссии - бесспорный признак зрелости компании,критерий качества ее бизнеса. В конечном счете,профессионально разработанная Миссия - это определяющий фактор конкурентоспособности компании - способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения. А кому не хочется быть лучшим? |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |