Модель денисона | |||
Модель Денисона — это результат исследовательской работы доктора Дениэла Денисона, ранее сотрудника Мичиганской бизнес школы и в настоящее время профессора организационного развития Международного института развития менеджмента (International Institute of Management Development, IMD) в Лозанне, Швейцария. Основной сферой научных исследований Дениэла Денисона является взаимосвязь организационной культуры и ключевых бизнес-показателей, таких как возврат инвестиций, рост продаж, качество, инновации и степень удовлетворённости сотрудников. На основе данной модели Дениэл Дэнисон совместно с Уильямом Нилом разработали два консалтинговых продукта компании Denison Consulting : «Анализ корпоративной культуры» и «Анализ системы управления/лидерства». На сегодняшний день услугами Denison Consulting воспользовались более 5 тысяч компаний по всему миру. Опираясь на 15-летний опыт наблюдения за культурой более чем 1000 преуспевающих и проблемных компаний разных размеров, отраслей промышленности, возрастов и стадий жизненного цикла и изучив мнения 40 000 представителей этих и других компаний, консультант в области корпоративной культуры Дениэл Денисон создал одну из наиболее репрезентативных теорий анализа корпоративной культуры с точки зрения организационной эффективности. Характеристики модели были впервые опубликованы в статье «Пять условий высокорезультативных культур» в 1998 году. В отличие от других моделей корпоративной культуры в основе модели Денисона лежат не особенности психики и личные качества объекта, а поведенческий (бихевиористкий) подход. Модель разработана в условиях деловой среды, специально для нужд бизнеса, используется бизнес-лексика и привычная для описания бизнес-процессов терминология. Важно что модель непосредственно соотносится с ключевыми экономическими показателями бизнеса, что выгодно отличает ее от «академических» моделей, где влияние тех или иных элементов корпоративной культуры на бизнес-показатели остается неясным*. Применение модели Денисона технологизировано и занимает минимальное время. Кроме того модель применима на всех уровнях организационной иерархии. Модель Денисона строится на оценке четырёх ключевых характеристик корпоративной культуры и управления (лидерства):
Каждая из этих характеристик дополнительно разделяется на три качества (индикатора), таким образом, в рамках данной модели всего оценивается 12 параметров. В основе модели лежит две оси: «гибкость» (гибкость — устойчивость) и «фокус» (внешний — внутренний). В своих исследования Денисон использовал ту же шкалу конкурирующих уенностей, которая применялась в модели Камерона-Куинна: Гибкость — Стабильность и Внешний — Внутренний фокус. В центре модели: верования (убеждения) и ожидания (предпосылки, представления). В данный крест вписаны описанные выше 4ре характеристики, по часовой стрелке справа сверху вниз: Миссия, Согласованность, Вовлечённость, Способность к адаптации. Процедура анализа корпоративной культуры начинается с опроса работников компании и представителей ее окружения. Респонденты дают ответы по 5-балльной шкале на 60 вопросов (5 вопросов на каждый из 12 индексов). Затем по каждому вопросу рассчитывается среднеарифметическое значение. Полученное для каждого индекса среднее значение противопоставляется нормам — аналогичным показателям других компаний, содержащимся в специальной базе данных, пополняемой и обновляемой. Как результат, определяется процентильный показатель, который позволяет судить о значимости того или иного фактора как элемента корпоративной культуры компании. Например, процентильный показатель 78 для индекса «Стратегическое направление и намерение» означает, что в данной копании стратегическое направление и намерение определяет корпоративную культуру, укрепляет рыночные позиции и финансовые показатели в большей степени, чем у 78% схожих с данной организацией компаний. В дополнение к процентилям существует понятие «квартиль», отражающее 25%-, 50%-, 75%- и 100%-ную отметки в каждом из индексов. Миссия (стабильность и внешний фокус) Миссия организации определяет значимые долгосрочные направления её развития Миссия обозначает цель и смысл существования организации, определяя её социальную роль и внешние цели. Миссия обеспечивает чёткое направление и цели развития, которые обусловливают выбор оптимального образа действий для организации и её членов. Чёткое понимание миссии позволяет организации адаптировать своё поведение в зависимости от желаемого состояния организации в будущем. Способность сотрудников идентифицировать себя, свои цели и действия с миссией организации помогает развитию краткосрочной и долгосрочной преданности коллектива организации. Успех более вероятен тогда, когда индивидуумы и организации ориентируются в своей деятельности на цели. Индикаторы миссии организации:
Индикатор миссии: стратегическое направление и намерение Ясные и понятные стратегические намерения отражают цель деятельности организации, показывают как каждый может внести свой вклад и поучаствовать в работе отрасли. Соответствующие пункты вопросника:
Индикатор миссии: цели и задачи Комплекс целей и задач организации можно связать с миссией, видением и стратегией организации, он также представляет собой чёткое и понятное каждому руководство к действию. Соответствующие пункты вопросника:
Индикатор миссии: видение Видение — это общепринятое представление о том, какой будет организация в будущем. Видение отражает ключевые ценности организации, пользуется признанием её сотрудников и определяет стратегический курс действий и направление её развития. Соответствующие пункты вопросника:
Согласованность (стабильность и внутренний фокус) Такое качество как Согласованность относится к ценностям и структурам (конструктам, системам), которые лежат в основе сильной и устойчивой культуры. Согласованность является основным источником интеграции, координации и контроля. Последовательная организация развивает такой склад мышления и такой комплекс организационных систем, которые позволяют создавать внутренние неформальные системы управления, пользующиеся (единогласной) поддержкой сотрудников. Подобные организации могут похвастаться преданными сотрудниками, признанием в качестве основы деятельности общих ключевых ценностей, наличием ясных и чётких методов ведения бизнеса, склонностью к поощрениям изнутри и чётким представлением (сводом правил) о том, что можно делать и чего нельзя. Согласованность является основой сильной корпоративной культуры, базирующейся на общей системе ценностей, убеждений и символов, которые понятны всем членам организации. Внутренние, неформальные, естественные системы социального управления, основывающиеся на хорошо усвоенных и принятых ценностях, могут быть более эффективными средствами достижения необходимого уровня координации и интеграции, чем внешние системы бюрократического контроля, полагающиеся на многочисленные правила и формальные процедуры. Сила этого инструмента управления организацией в особенности проявляется в тех случаях, когда сотрудникам приходится справляться с незнакомыми ситуациями. Следование нескольким, основанным на общей системе ценностей принципам поведения и ведения бизнеса позволяет сотрудникам реагировать предсказуемым образом на непредсказуемые изменения. Согласованность можно оценить по следующим индикаторам:
Индикатор согласованности: координация и интеграция Эти качества организации говорят о том, насколько эффективно различные функции и подразделения организации способны взаимодействовать ради достижения общих целей. Организационные границы не должны мешать выполнению рабочих задач. Соответствующие пункты вопросника:
Индикатор согласованности: способность к консенсусу Способна ли организация приходить к единому решению в критических ситуациях, в обсуждении особенно важных вопросов? Это качество включает в себя как базовую способность приходить к согласию, так и умение примирять различные мнения в момент их возникновения. Соответствующие пункты вопросника:
Индикатор согласованности: вовлеченность в ценности Сотрудники организации разделяют общую систему ценностей, что создаёт дух единства и чёткий комплекс известных взаимных ожиданий. Соответствующие пункты вопросника:
Вовлеченность (гибкость и внутренний фокус) Вовлечённость — развитие способностей, чувства сопричастности и ответственности сотрудников Компании и организации, культура которых характеризуется высокой степенью вовлечённости сотрудников, активно стимулируют своих рабочих и служащих к участию в жизни своей организации, развивают у них чувство сопричастности и ответственности. Эти организации в большей степени полагаются на неформальные, добровольные и естественные системы социального управления, нежели на формальные и жёстко регламентированные системы бюрократического контроля. Такое ощущение сопричастности развивает у сотрудников чувство преданности своей организации и повышает их способности к самостоятельным решениям и действиям. Обратная связь с сотрудниками, налаженные каналы получения от них идей и предложений, а также информации о жизни организации повышают качество принимаемых решений и делают более эффективным применение этих решений на практике. Индикаторы степени вовлечённости сотрудников:
Индикатор вовлеченности: предоставление полномочий Сотрудники наделены правом, необходимыми полномочиями, инициативой и возможностями управлять собственным рабочим процессом. Это создаёт атмосферу сопричастности и ответственности по отношению к организации. Соответствующие вопросы в исследовании
Индикатор вовлеченности: ориентация на работу в команде Ориентация на работу в команде — в организации признаётся ценность совместной работы для достижения общих целей, в отношении которых все сотрудники чувствуют взаимную ответственность. При решении своих задач организация полагается на командные усилия. Соответствующие пункты в вопроснике
Индикатор вовлеченности: возможность развития Организация постоянно инвестирует в развитие знаний и навыков своих сотрудников для того, чтобы сохранять свою конкурентоспособность и решать новые бизнес-задачи. Соответствующие пункты в вопроснике
Адаптивность (гибкость и внешний фокус) Адаптивность — это трансформация запросов деловой среды в действия. Каждая организация является носителем системы норм и убеждений, которая обеспечивает способность организации воспринимать, обрабатывать и трансформировать сигналы, полученные из окружающей среды, во внутренние поведенческие изменения, которые повышают шансы организации на выживание, рост и развитие. На эффективность организации влияют три аспекта способности к адаптации. Первый — это способность к восприятию и реакции на внешнюю среду. Успешные организации уделяют большое внимание своим клиентам и конкурентам. Второй аспект — способность отвечать на запросы «внутренних клиентов», своих сотрудников, независимо от их уровня, подразделения или функции. Третий — способность реструктурировать и ре-институализировать комплекс поведенческих актов (привычных действий), процедур и процессов, что и позволяет организациям адаптироваться. Без этой способности применять в жизнь адекватные решения, соответственно реагировать на изменяющуюся ситуацию эффективной организация не будет. Индикаторы адаптивности:
Индикатор адаптивности: способность к изменениям Показатель способности к изменениям характеризует возможности организации находить адаптированные способы решения меняющихся задач. Такая организация способна понимать окружающую деловую среду, быстро реагировать на текущие тенденции и предвидеть будущие изменения Соответствующие пункты вопросника:
Индикатор Адаптивности: внимание к клиентам Внимание к клиентам говорит о понимании организацией потребностей своих клиентов, своевременной реакции на их нужды и предвосхищении их будущих запросов. Этот показатель отражает степень общего стремления организации к удовлетворению своих клиентов. Соответствующие пункты вопросника:
Индикатор адаптивности: обучаемость организации Степень обучаемости организации характеризует её способность воспринимать и истолковывать изменения окружающей среды с целью стимулирования внедрения инноваций, получения новых знаний и развития способностей сотрудников. Соответствующие пункты вопросника:
*В терминах эффективности Денисон полагает, что пара «миссия» и «согласованность» определяет рентабельность инвестиций, продаж и активов; комбинация «способность к адаптации» и «вовлеченность» влияет на новизну продукта; «вовлеченность» и «согласованность» — на качество, рентабельность инвестиций и степень удовлетворенности сотрудников компании, и, наконец, «способность к адаптации» и «миссия» оказывают влияние на долю компании на рынке и темп роста продаж. |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |