Мини-СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ: ВИДЕНИЕ, МИССИЯ, ЦЕЛИ, СТРАТ | |||
Анализ макро-и микросреды фирмы и техника сценарного планирования необходимые для разработки и принятия так называемой мини-стратегии организации, состоящий из ее видения, миссии, основных целей и стр ратегичних приоритетов С помощью мини-стратегии выстраивается \"управленческий мост\" от стратегии организации к ее тактической деятельности Термин \"мост\" от английской аббревиатуры - MOST, где М - miss ion-миссия, О - objectives - цель, S - strategy as strategispriorities - стратегические приоритеты, Т - tactics - тактикка. Предложенная последовательность разработки стратегии фирмы характерна для большинства работ по стратегическому менеджменту Но ряд авторитетных исследователей [14, 20, 76] данной проблематике утверждают, что форму в ния миссии и целей должно предшествовать анализа среды деятельности фирмы \"Стратегическое планирование начинается с оценки, предвидения будущих возможностей фирмы и лимитирующих факторов Затем идет предусматривать ачення: \"Что я хочу? Предприниматель представляет свои оценки, каким образом фирма должна развиваться и каких количественных меры следует принять Затем формируется прогноз на будущее, в котором в целом визначаеть ся, как будет развиваться фирма, какие задачи и в какие сроки должны быть выполнены Анализ нужен для определения критерия, с помощью которого может быть выбрано окончательное решение из ряда альтернатив \" [20ив" [20]. Такой подход тоже правомерен, поскольку организация, исходя из системного подхода, представляет собой социотехнич-на систему, имеет определенную цель и мотивы жизнедеятельности Ведь цель - один из важнейших сист темоутворюючих факторов Но вряд ли стоит рекомендовать такой подход как типичный в тех случаях, когда миссия и цель фирмы выбираются на основе исключительно предпочтений и амбиций владельцев и менеджеровв, Убедительный довод о первичности структурова-ного анализа бизнес-среды, в которой находится фирма, предложено в работе К Боумена [14] - Анализ помогает команде менеджеров применять стратегический подход без необходимости немедленно решать глобальные и противоречивые задачи - Анализ помогает структурировать подход к проблеме, что позволяет увидеть новые аспекты проблемы, кажется хорошо известной Это заставит менеджеров мыслить глубже и способствует более широкому применению ним мы инструментов и методов стратегического менеджменту. В первой главе пособия приведена характеристика (п 114) десяти школ стратегического менеджмента Если соотнести эти разработки с реалиями деятельности руководителей в условиях экономики Украины, то можно ствер рджуваты, что доминирующей, особенно в среде малого и среднего бизнеса, есть школа предпринимательства \"Она рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, но, кроме того, подчеркивает значения ния присущих только ей состояний и процессов - интуиции, благоразумия, мудрости, опыта, проницательности \"[71] Исходя из разработок этой школы, стратегия это не детально расписанный план, а перспектива, выбо р направлении при этом почти интуитивный Такое представление о будущем фирмы называют видениеь баченням. \"Видение - мысленное представление стратегии, рожденное или отражено в сознании руководителя * [71] Итак, видения (предвидение) - это идеал деловой организации, дает ориентиры в ведении бизнеса, хотя и наименее четким ориентиром сравнению с другой целью организации А Файоль пишет: \"Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать\" Итак, в интересах эффективного управления необходимо предвидеть будущее В работе Ю Солнишкова [95] обобщены результаты публикаций (60-90-е гг XX вв), касающиеся вопроса видение Выделены такие взгляды 1 Видение - это прогнозирование Прогноз - это поиск возможных путей достижения намеченной цели Совокупность прогнозов - варианта плана, рассматриваемые в процессе поиска решения План отличается от прог прогноза директивный характерером. 2 Предусматривать следует только неуправляемые или слабокеро-ные параметры Управляемые параметры надо планировать 3 Предсказывать надо события отдаленного будущего, то есть те, которые могут произойти за пределами периода, на который составляется план Автор работы предлагает и свою версию содержания процесса разработки видения На его взгляд, в интересах планирования следует предусматривать только значение неуправляемых или сла-бокерованих параметров (или событий), а за пределами планового периода можно предвидеть значение каких-либо параметров, в том числе управляемыхх. Предвидение - сложное понятие с точки зрения смысловой нагрузки, В нем необходимо различать предсказания, прогноз и предположения предсказанию - это однозначное утверждение о будущем состоянии того или иного объекта или наступления какой нибудь события Прогноз - это отражение наиболее вероятного состояния объекта или возможность наступления события Предположение - это описание одного или нескольких возможных вариантов (гипотез) будущего состояния объектов, которые нас интересуют Например, при разработке стратегического плана обычно возникает потребность в предвидении состояния внешней среды, в котором будет реализовываться план Исходя из вышеприведенного, можно утверждать, что стратегические планы как планы будущего развития деловой организации имеют непосредственное й связь с предсказаниями этого будущего Ведь процесс стратегического планирования разворачивается от определения будущей обстановки, которая может сложиться на этапе реализации плана, к настоящему моменту, связанного с принятием стратегических решенийень. Данное утверждение, заключается в том, что видение - это прообраз функции планирования, берет свое начало еще до классиков управления (А Файоль, Л Гьюлик, Л Урвик и др.) Таким образом, предсказания направлено на змея еншення степени неопределенности среды реализации стратегических решеішень. Чтобы четче составить представление о сути видение и перейти к изучению причин, способствующих внедрению в практику управления данного понятия, соотнести видение и культуру организации, проанализируем ос собливости некоторых его определений (табл. 411). Выделим в каждом определении термина \"видение\" ключевые слова Как свидетельствует табл 41, ключевые слова повторяются в различной интерпретации во всех определениях, отражая сущность понятия видение Общим (основным) компонентом во всех определениях является стремление руководителя организации сформировать свое представление о том, какой будет организация в будущем при идеальных условиях Другие ключевые слова виконуют во роль уточняющих или сужающих содержание термина \"видение". Проведенный анализ показывает, что видение - это наименее формализованная цель организации, отражающий мечты и надежды руководства, которые направляют организацию к чему существенно нового При этом видение должно не иметь мотивирующее воздействие, мобилизует энергию работников организации к достижению соответствующего идеалу. Если исходить из системной концепции, что организация-это открытая социотехнических системах, которая стремится достичь общей цели, то в данном контексте видение выступает как важнейший системообразующий фа актер, определяет поведение организации на длительный период (чаще он выходит за пределы стратегического планирования. Термин \"видение\" тесно (непосредственно) связан с термином \"миссия организации\" Видение - это \"расширенная\" версия миссии организации, включающей четкое ее определения Миссия - это важнейшая цель организа ции, по сути, курс, избранный организацией на то, что она собирается делать и чем хочет стать Представление руководства о том, какой будет организация в будущем при идеальных условиях, и является стратегическим видение м Видение и миссия организации взаимосвязанные понятия, дополняющие друг друга Именно с помощью этих понятий можно отделить одну организацию от другой на основе их отличительных черт, направлении действовали ьность и пути развитиявитку. В работе Н Тичи и М Деванна [102] предлагается такое различие между видением и миссией Миссия представляет собой как бы \"технический взгляд\" на будущее организации Через видение работники организации могут стекла асти расширенное представление о будущей организации по следующим вопросам: содержание политики, которую проводит организация, распределение полномочий и власти в организации, особенности философии организации; ценности, я ких базируется организация и иа ін. Таким образом, видение связывает бизнес с культурой организации, создавая при этом эталоны ценностей, общие для каждого сотрудника организации По сути, видение объединяет индивидуальные идеалы всех рабо работников организации в единый эталон ценностей Философия, ценности, видение, миссия и цель образуют иерархию восходящей конкретности (общее понятие - философия; самые конкретные-цели), образующей \"каркас\" организационной культурри. Практика многих зарубежных фирм показывает, что видение может никогда и не стать реальностью, но его можно посмотреть на любом этапе реализации стратегии, уточняя при этом представления о направлении к развитию организации Графическое изображение видения - модель \"протомисии\" (рис 41) [12121]. Кроме того, видение выступает как обязательное условие эффективного лидерства Менеджер не может быть эффективным Лиде- ром без ясного представления о своем бизнесе Деятельность лидера, постоянно направлена ??на перестройку организации, невозможна без формулировки видения будущего организации Сам же процесс формулирования видений ния связан с разработкой новых принципов деятельности лидера в будущем с использованием других стандартов, взглядов и действий К отличительных черт лидера следует отнести его умение вдохновить работников орг анизации на реализацию стратегических целей и убедить их в возможности такой реализацииції. Видение также хорошим средством мотивации работников организации, так как оно формулируется на основе интуиции и логического анализа и приводит в действие воображение Психологи утверждают, что сотрудники гордятся ся своей организацией, поставившей перед собой значительную цель и стремится достичь йї. Главным источником неопределенности функционирования деловой организации является внешняя среда В среде, которое постоянно меняется, образ деловой организации должно символизировать ее стабильность и надежность во Поэтому возрастает роль разработки стратегических устремлений организации посредством формулирования ее видения и миссии Реализация менеджмента на основе видения и целей требует изменения основных представлений и существующих й концепции управления организацией Но конечно менеджеров не поощряют за фантазии и предсказания Очень часто сам процесс стратегического планирования является не источником, а инструментом реализации видениячення. Итак, видение как важный элемент стратегического управления деловой организацией требует к себе пристального и конструктивной внимания Приведем примеры видение некоторых фирм [7, 70] 1 Видение фирмы \"БПЛ\" - производителя персональных компьютеров: \"Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующие человечество\" 2 Видение фирмы \"Мерк\", специализирующаяся в сфере здравоохранения: \"Мы занимаемся бизнесом для сохранения и улучшения человеческой жизни Все наши действия должны быть измеряемые с точки зрения достижения целии". 3 Видение компании Диснея: «Делать людей счастливыми\" |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |