Лекция Формирование видения и миссия организаци� | |||
Новым модным понятием, которое начинают активно использовать в своем лексиконе бизнесмены на территории СНГ является понятие Миссии. Миссии повезло меньше, чем другим понятиям. Если такие слова как: конкуренты, бизнес-план, налоги, оффшоры, аудит и т.д. на слуху с 90-х годов, то миссия начинает свое шествие в умах и сердцах бизнес-элиты лишь с 2000-го года. Правда, профессионалы использовали несколько ранее это понятие, но «всенародным» оно становится лишь сейчас. Если говорить о причинах такого состояния дел, то можно выделить две основные:
В упрощенном варианте порядок определения стратегии предприятия можно представить в виде следующей схемы (рис.1): ![]() Рис.1. Упрощенная схема формирования стратегии предприятия Оказывается, многие предприниматели до сих пор путают понятия "Цель" и "Миссия" организации. Конечно, цель создания любой коммерческой фирмы, по определению, заключается в принесении прибыли ее владельцам. И в "каменном веке" российского бизнеса Миссия компании часто совпадала с ее целью — открыть фирму, продать дешевый или некачественный товар с прибылью 300%, быстро ликвидировать фирму и "свалить" с одного рынка на другой. Прошло всего-то 10 – 15 лет, а мы за это время прожили жизнь, которую западный капитализм проживал не одно столетие. Мир изменился, да только не все руководители компаний, сумевших пережить период рыночного беспредела, успели перестроиться и адаптироваться к новой реальности. На самом деле системное мышление и системное управление нисколько не являются модными бизнес-течениями — они всего лишь то необходимое навигационное оборудование, которое может помочь современным руководителям удержать на плаву их компании и хоть как-то ориентироваться в бурном море перемен на пути к поставленным целям. Еще в прошлом веке, а тем более в позапрошлом, системный подход был практически не нужен. Так, владелец мануфактуры, да еще и монополист, фактически не зависел ни от социального, ни от технического прогрессов. Технологии производства и рынки оставались стабильными на протяжении десятилетий. По сравнению с настоящим временем будущее представлялось кристально чистым и ясным. Крупный торговец или производитель с большой долей уверенности мог предполагать, что его бизнес будет также стабильно кормить всех его детей и внуков. Сегодня, как мы знаем, огромное количество компаний, бывших лидерами в своих сферах еще 50 лет назад, уже никто и не вспоминает. Если раньше примером системного мышления могла служить поговорка: "Не плюй в колодец — пригодится воды напиться", то сегодня правильным будет сказать: "Даже и не думай о том, как плюнуть в колодец, потому что уже одно это может плохо сказаться на твоей репутации и непоправимо изменить ситуацию на рынке. Если 400 – 500 лет назад истребление населения целого континента Северная Америка никак не повлияло на экономическую и геополитическую ситуацию в России (или это влияние можно считать незаметным), то сегодня только одно намерение или неаккуратное слово политического лидера в тот же день может вызвать обвалы на всех мировых биржах. Поэтому я считаю, что для нашего века системное мышление является настолько же необходимым навыком, как, например, знание английского языка и компьютерная грамотность. То есть вы, конечно, можете и не знать иностранных языков и избегать компьютеров — только вряд ли вам тогда придется долго существовать в сфере бизнеса. Растущая цивилизованность российского рынка и его интеграция с западным подсказывают, что сегодня инвесторы и потребители гораздо больше доверяют стабильным и нацеленным на долгое существование компаниям. Позитивный имидж и репутация стали настоящими активами современных процветающих организаций. Сотрудники многих фирм уже мотивируются не только материально. Они хотят работать, ощущая сопричастность к делам и целям организации, а также удовлетворять такие свои ценности, как саморазвитие, самореализация, успех, признание и др. Потребители наконец-то начали осознавать собственную значимость в товарно-денежных отношениях, понимая, что именно на их деньги существуют компании-производители и компании-продавцы. Можно сказать, что привычный мир перевернулся… Вчерашние критерии эффективности, инструменты анализа и прогноза развития бизнеса требуют адекватной замены В 21 веке процесс построения эффективной организации начинается не просто с осознания, что "все главные изменения в рыбе происходят с головы", а еще и с того, что необходимо заранее решить, где конкретно и для чего эта рыба собирается существовать. Я имею в виду значимость выработки Видения. Видение организации - это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится. Формирование видения - это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего крупной компании - это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации. Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь. Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии. Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Миссия фирмы в наиболее общем виде показывает сферу деятельности предприятия. Миссия характеризует потребителей фирмы, нужды и потребности, которые фирма призвана удовлетворить, и продукцию, которую она предлагает на рынке. Иными словами, миссия в обобщенном виде формулирует кредо фирмы, философию бизнеса. Четко сформулированная миссия определяет основные направления деятельности, устанавливает определенные «правила игры», позволяет менеджеру и персоналу фирмы руководствоваться конкретными критериями при разработке стратегии, принятии управленческих решений и осуществлении текущей деятельности. Уже на стадии формулирования миссии фирма определяет свои отличительные особенности и позицию среди конкурентов. При определении миссии особое значение имеет формулирование целей не в терминах характеристик реальной продукции, а в терминах, ориентированных на потребителя и его нужды. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, дя чего и по какой причине существует организация. Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Продолжающиеся многочисленные споры о необходимости миссии и пользы от нее носят чисто философский характер, и аналогичны дискуссиям о надобности стратегического менеджмента и даже консалтинга вообще. Миссия – одно из самых дискуссионных понятий в современном управлении. Некоторые гуру-консультанты говорят, что миссия – это то без чего любая организация не может стать успешной. Другие, например, А Джек Траут и Стив Рывкин в своей много нашумевшей книги "Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям".-СПб.: Питер, 2007.-240 с., прямо пишут: «Миссия организаций – не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес». Третьи исследователи предлагают, для нужд стратегического анализа и планирования, вместо миссии использовать понятие бизнес-идеи (В.С. Ефремов). Четвертые заявляют, что потребность в формировании собственной миссии возникает не больше чем у 20 % бизнес организаций (А. И. Пригожин, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию). По нашему мнению Миссия – это необходимое, но недостаточное условие для процветания бизнеса. Миссия – не панацея, не философский камень, а все лишь рабочая лошадка менеджмента. Или, если перефразировать древних мудрецов, то Миссия – это зло, но зло необходимое. Итак, давайте сначала рассмотрим, что такое миссия и почему она так нужна. Существует значительное количество определений миссии. Рассмотрим некоторые из них, которые можно встретить в публикациях на эту тематику (более детально вы можете ознакомиться с ними, используя рекомендуемые источники информации).
Иногда один практический пример нагляднее тысячи теоретических определений и описаний (в нашем случае более сотни), поэтому давайте рассмотрим примеры миссий некоторых известных организаций: Миссия "Мак Доналдс": "Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов". Миссия MARY KAY: "Украшать жизнь женщин во всем мире". Миссия Красного Креста: "Защищать беззащитных". Миссия компании 3M: "Решать нерешенные проблемы инновационно". Миссия Группы компаний "Сократ": "Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал" Миссия Альфа-Банк: "Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания". Миссия Группы компаний "Формоза" (российский производитель компьютеров): «Мы живем и работаем в России и для России. Мы любим нашу страну, нам интересно жить в этой стране, мы верим в будущее этой страны. Мы считаем себя продолжателями дела наших отцов и дедов, на протяжении поколений создававших шедевры науки и техники, сделавших нашу страну лидером во многих областях человеческих знаний. Мы считаем себя ответственными за будущее нашей страны. Мы считаем, что каждый гражданин и каждая компания ответственны за ее состояние, за темпы ее развития, за ее конкурентоспособность. Наша компания - это коллектив единомышленников, которые понимают, что наиболее полно реализовать себя они могут там, где бизнес в качестве основной движущей силы использует таланты и знания своих сотрудников. Мы живем в веке информации и высоких технологий. Быть лидером для современной компании - значит объединить и реализовать возможности наукоемких разработок, технологий и специалистов, способных создавать новое и лучшее. Качество продукции, разработок и услуг - основа успеха и развития компании. Качество продукции складывается из качества каждого технологического элемента, в каждый момент времени, на каждом рабочем месте, на каждом этапе производственного процесса. Мы уверены, что применение новых технологий и реализация новых идей - это путь к созданию более удобных и простых в использовании, более надежных систем и устройств, открывающих новые возможности перед теми, для кого они созданы". Миссии могут иметь не только организации, но и целые государства, отдельные государственные органы, международные организации и даже люди. Например, миссия (национальная идея) Франции: "Свобода, Равенство, Братство"; Миссия Организации Объединенных Наций (ООН) "Поддержания и укрепления мира, безопасности во всем мире и развития сотрудничества между государствами". Для человека вполне корректными будут следующие миссии:"Всегда откликаться на помощь людям", "Посвятить свою жизнь творчеству. Войти в десятку лучших писателей мира", "Быть заботливым семьянином" и т.д. Как видим, миссии компаний могут быть представлены одним кратким слоганом составленным из 1-10 слов, или развернуто на одну (или несколько) страниц (как у российской компании "Формоза"). Под миссией часто понимают не только собственно миссию, но и всю конструкцию, которая включает в себя: 1) Миссию; 2) Стратегическое видение (Vision); 3) Ценности; 4) Ответственность; 5) Другие элементы. Более узкое понимание миссии делает различия между миссией, стратегическим видением, ценностями и т.д. Так, например, говорят, что Миссия информирует о том, чем занимается компания в данный момент, а видение определяет направление. Исходя из этого, под миссией компании «Киевстар» (оператор мобильной связи Украины) мы будем понимать весь приведенный ниже текст, а не только первый абзац: Миссия - Мы улучшаем повседневную жизнь людей, предоставляя возможность свободно общаться благодаря широкому выбору телекоммуникационных услуг наивысшего качества. Видение - Быть безоговорочным лидером телекоммуникаций в Украине, достойным высочайшего доверия. Ценности — Потребители:
Ценности — Акционеры:
Ценности — Работники:
Ответственность «Киевстар» перед обществом Мы вносим свой вклад в развитие нашей страны и улучшение жизни каждого украинца. У многих собственников (да и не только собственников) возникает чисто практический вопрос: А зачем мне (моей организации) нужна миссия? Для чего мне платить такие большие деньги консультантам за одну или несколько десятков страниц, если толку от разработанной миссии нет? Для того чтобы подобные вопросы не возникали или возникали значительно реже рассмотрим для чего нужна миссия разным заинтересованным группам организации: Для чего нужна миссия собственникам?
Для чего нужна миссия менеджерам? 1. Для чего нужна миссия топ-менеджерам ?
Так собственников интересует прибыль, дивиденды и рост капитала; Менеджеров – денежное вознаграждение и карьера; Персонал – высокие зарплаты, социальный пакет и гарантии занятости; Клиентов – качество товаров/услуг, низкие цены, дополнительный сервис; Налоговые органы – полная и своевременная уплата налогов; Общество – стабильность и прогнозированость организации, ее политика социальной ответственности. Вот эти противоречивые интересы и должна согласовать миссия. Часто миссия это равнодействующая различных векторов сил действующих на организацию.
2. Для чего нужна миссия Стратегическим менеджерам?
Пять задач стратегического менеджмента (за Артур А. Томпсон-мл. И А.Дж. Стрикленд III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.-М.: Издательский дом "Вильямс", 2005.-928 с)
Последовательность разработки стратегических карт Разработка стратегических карт начинается с Миссии компании и идет в направлении От миссии компании к плану конкретных действий : Миссия Аспекты деятельности (Финансы; Отношения с потребителями; Организация производственных процессов; Обучение и экономический рост) Стратегические цели Ключевые факторы успеха Показатели для оценки степени достижения стратегических целей План мероприятий. 3. Для чего нужна миссия Риск-менеджерам ?
4. Для чего нужна миссия Менеджерам по развитию?
5. Для чего нужна миссия HR-менеджерам?
6. Для чего нужна миссия PR-специалистам и Бренд - менеджерам?
7. Для чего нужна миссия менеджерам по управлению знаниями?
8. Для чего нужна миссия инновационным менеджерам?
9. Для чего нужна миссия менеджерам среднего звена?
10. Для чего нужна миссия акционерам?
11. Для чего нужна миссия кредиторам?
12. Для чего нужна миссия поставщикам?
13. Для чего нужна миссия клиентам?
14. Для чего нужна миссия работникам?
15. Для чего нужна миссия обществу?
16. Для чего нужна миссия конкурентам?
Если кратко суммировать вышесказанное то Любая миссия, как минимум, должна: Указывать, Вдохновлять, Согласовывать, Впечатлять, Склеивать, Структурировать, Позиционировать, Помочь Осознать, Измерять, Выражать, Организовать, Интегрировать, Визуализировать, Фильтровать, Мотивировать, Гармонизировать, Синхронизировать, Создавать, Уменьшать Риски, Увеличивать Шансы, Помогать, Ориентировать, Информировать, Направлять, Придавать Смысл, Упреждать, Творить, Задевать, Резервировать, Притягивать, Разъяснять, Контролировать, Давать Надежду. Из всего это видно, что есть десятки ситуаций где возникает необходимость в миссии. Правда есть случаи, когда без миссии можно обойтись. Когда миссия не нужна
Ниже рассмотрим ситуации, которые способствуют созданию миссии: Ситуации, которые способствуют создании миссии
Как уже было сказано, самой миссии недостаточно для процветания организации. Миссия это необходимое, но недостаточное условие. Миссия, вырванная из общего контекста менеджмента организации, есть всего лишь красивым, но недейственным слоганом. Утвержденная миссия должна определять всю деятельность организации: от планирования до сбыта готовой продукции / услуг. Для того чтобы миссия оказывала влияние на бизнес, стала мотором развития нужны лидеры и команды, которые будут ее реализовывать и соответствующая корпоративная культура. Без лидеров, команд и соответствующего «воздуха» корпоративной культуры миссия задыхается. Нужно обязательно объявить и довести миссию до каждого сотрудника организации всеми средствами внутреннего и внешнего PR. На основе миссии и отталкиваясь от нее необходимо разработать дерево целей с последующим формированием стратегий, функций, процессов, должностных инструкций и т.д. Резюме Выбop миccии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи cтpaтeгичecкoм плaниpoвaнии. В нaибoлee oбщиx тepминax cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - cpeдcтвo oбecпeчeния выпoлнeния фиpмoй cвoeй миccии. Цeлeпoлaгaниe - caмый тpyдный и oтвeтcтвeнный этaп плaниpoвaния. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы - нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Измeнeниe миccии фaктичecки oзнaчaeт зaкpытиe пpeжнeй фиpмы и oткpытиe нa ee мecтe нoвoй, пycть дaжe пoд тeм жe нaзвaниeм. Миccия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa. Миccия - этo цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe. В cлyчae шиpoкoгo пoнимaния миccия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Филocoфия opгaнизaции oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть. В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Миccия являeтcя бoлee кoнкpeтным opиeнтиpoм, чeм видeниe. В oтличиe oт видeния y миccия ecть cвoя финишнaя чepтa - пepиoд вpeмeни, пo иcтeчeниe кoтopoгo oнa дoлжнa быть выпoлнeнa. Миccия дoлжнa быть cфopмyлиpoвaнa тaк, чтoбы ee выпoлнeниe coчeтaлocь c нaпpяжeниeм cил в opгaнизaции c oпpeдeлeнным pиcкoм дeятeльнocти. Сpoк выпoлнeния миccии дoлжeн быть oбoзpим и дocтaтoчнo нeвeлик (чaщe вceгo дo пяти лeт) для тoгo, чтoбы нынeшнee пoкoлeниe paбoтникoв мoглo yвидeть peзyльтaты cвoeгo тpyдa. Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Сoдepжaниe миccии мoжeт включaть в ceбя cлeдyющиe ocнoвныe пyнкты:
Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм. Пpибыль нe мoжeт пpoвoзглaшaтьcя глaвнoй цeлью opгaнизaции, пoтoмy чтo пpибыль - этo cyгyбo внyтpeнняя пpoблeмa, xoтя и oчeнь вaжнaя. |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |