Что такое миссия организации | |||
Что такое миссия организацииМиссия организации – это сформулированное определение того, для чего и по какой причине создана и функционирует данная организация. Иными словами, миссией является утверждение, в котором раскрывается сам смысл существования этой организации и проявляется отличие и преимущества организации от ей подобных. 1. определить область, конкретные границы активных действий организации, чтобы отсечь тупиковые, безрезрезультатные или мало эффективные пути развития; 2. определить свои основные методы конкурентной борьбы и преимущества перед конкурентами, области в которых организации будет проще всего конкурировать с другими; 3. выработать общие принципы и направления разработки целей этой организации; 4. выработать такую концепцию деятельности, которая вдохновляет и мотивирует сотрудников на достижении миссии и целей организации. Цели организации — это направления, в которых должна организация и то, за что она будет бороться. В них должны отражаться интересы всех членов организации, групп людей, которые так или иначе связаны с ее деятельностью и касающихся процесса ее функционирования. К ним относятся собственники, сотрудники и рабочие, менеджеры, потребители, банки, поставщики, правительственные учреждения, общественные организации, местные органы управления и др.). Во время разработки миссии нужно учитывають следующие факторы: 1. История развития и возникновения организации, ее традиций, сложившийся имидж, достижения и промахи. 2. Существующий способ действия и стиль поведения собственников и руководителей. 3. Имеющиеся в наличии ресурсы, все, чем организация может оперировать: признанные продуктовые марки, наличные денежные средства, талант сотрудников, уникальные технологии и т. п. 4. Окружающая ее среда, которую составляет совокупность всех факторов, воздействующих на возможность организации достигнуть своих целей при помощи выбранных стратегий. 5. Отличительные преимущества, которыми обладает организация. Требования, предъявляемые при разработке миссии организации: Миссия компании, к формулированию которой предъявляются определенные требования, должна: -быть понятной, недвусмысленной и непротиворечивой; -вызывать доверие, разделяться и поддерживаться сотрудниками; -не превышать три-четыре коротких и лаконичных предложения; -быть созидательной и вдохновляющей. К примеру, гостиничная компания “Марриот” сформулировала свою миммию так: “Мы стремимся быть лучшей в мире организацией по обслуживанию пребывания и обеспечения пищей наших клиентов, и путем поощрения персонала предоставлять нашим клиентам необыкновенные услуги и следовать интересам акционеров”. Следование таким правилам — действительно сложная задача. Это одна из главных причин того, почему далеко не каждая организация имеет четко сформулированную миссию, а некоторые ее вообще не имеют. Цели организации Основная база формирования целей организации — это маркетинг и инновации. Именно в этих областях находятся те ценности, предоставляемые организацией, за которые платит потребитель. Следовательно, если организация не в может на соответствующем уровне как сегодня, так и завтра удовлетворить своих потребителей, то они ничего и не заплатят, а значит у нее не будет никаких доходов. В других областях деятельности (кадрах, производстве и др.) цели представляют свою ценность только в том, что они улучшают способность организации удовлетворять запросы своих потребителей и осуществлять инновации (нововведения). Можно выделить такие типы целей: 1. Достижение определенного значения показателя доли рынка. 2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет. 3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач. 4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов. 5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п. 6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса. Требования к целям: 1. Достижимость. Цель не должна быть слишком легко достижимой. Но она также не должна быть нереалистичной, выходящей за пределы возможностей исполнителей. 2. Гибкость. Цель должна устанавливаться таким образом, чтобы она оставляла возможность для корректировки в соответствии с теми изменениями окружающей среды, которые могут произойти. 3. Измеримость. Это означает, что цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее можно было количественно измерить, и можно было оценить каким-то другим объективным способом, была ли цель достигнута. 4. Конкретность. Цель должна обладать необходимой специфичностью, которая поможет однозначно определить, в каком направлении нужно осуществлять функционирование организации. 5. Совместность. Совместность означает, что краткосрочные цели соответствуют долгосрочным, а долгосрочные цели – миссии. Но временная совместимость является не единственным направлением для установления совместности целей. Очень важно, чтобы цели, относящиеся к прибыли и к установлению конкурентоспособной позиции тоже не противоречили друг другу. 6. Приемлемость для основных субъектов влияния, которые определяют деятельность организации. В первую очередь для тех из них, кому придется их достигать. Показатели эффективности маркетинга и деятельности организации Определение и оценка целей деятельности напрямую связана с выбором достигаемых показателей эффективности. Очень часто за такой показатель берут прибыль предприятия, исходя из того, что главная цель деятельности организации — это максимизация прибыли. Обычно приводятся такие аргументы в защиту этой точки зрения: 1. Максимизация прибыли — главная цель, ради которой существует вся организация. Инвестора, который вложил капитал, не интересуют конкретные проекты, его интересует только прибыль. 2. Прибыль — конечная награда за создание ценностей для потребителей. 3. Прибыль является простым, измеримым и понятным критерием оценки эффективности хозяйственных решений. Она является главным критерием выбора лучших решений. Подход, когда в качестве основной и единственной целью деятельности компании рассматривается максимальная прибыль, следует считать упрощенным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Эта компания стремится добиться, скорее, удовлетворительнй, чем максимальной прибыли. Часто значение прибыли используется как ограничивающая цель при формулировании других целей, ориентированных на самих потребителей и нововведения. При рассмотрении альтернативных стратегий максимизация прибыли в роли оценочного критерия может использоваться только как первое приближение в поиске других, лучших решений. На следующий стадии анализа нужно учитывать и другие критерии. О выборе критерия эффективности действий некоммерческой организации Для начала следует отметить, что помимо организаций, живущимих за счет своей прибыли, есть и бесприбыльные, некоммерческие организации. Выбор максимизации прибыли в качестве критерия эффективности работы больницы или школы противоречит самой идее создания этих организаций. Однако прибыль в деятельности бесприбыльных организаций вполне может быть одним из показателей эффективной хозрасчетной составляющей. Дальше речь пойдет только о прибыльных организациях, существующих за счет производственно-хозяйственной деятельности, которые называются компаниями. Несмотря на то, что для оценки успеха в бизнесе в основном используют показатели прибыли, они не лишены недостатков. Во-первых, на практике менеджеры могут достаточно легко и просто ими манипулировать с целью получения преувеличеных результатов. Существует множество совершенно законных методов амортизационного учета затрат на разработки и исследования, оценки запасов, перевода иностранной валюты и в множество вариантов регистрации приобретений могут превратить убытки по определенным статьям затрат в бухгалтерском учете во внушительную отчетную прибыль и наоборот. Конечно, компании, которые заботятся о создании и поддержании своего имиджа, в первую очередь формируют миссии, имеющие благоприятное социальное звучание и имеющие высокую притягательную силу для всех целевых групп компании, и конечно, для ее сотрудников и руководителей. Без этого сложно использовать такой мощный инструмент управления, как корпоративная культура. Однако, существует мнение, что цели компании относятся к категории так званых провозглашенных целей, которые работают на публику, а среди скрытых, непровозглашенных целей всегда содержится цель — получение прибыли. Это противоречие в определенной мере можно преодолеть, если привязать цели компании к целям маркетинг-плана. Поскольку в маркетинг-плане прямо ставятся задачи реализация продукта компании на выбранных рынках, то целью этой деятельности является достижение плановых показателей объема продаж, рыночной доли, прибыли. При этом величины и приоритеты данных показателей зависят именно от целей развития всей компании в целос. Так показатель прибыли естественным образом впишется в цели маркетинг-плана, а достижение определенного уровня прибыли будет способствовать выполнению более обширных целей деятельности компании. Сегодня от компаний требуется умение создавать для себя многоцелевую перспективу, а также удовлетворять запросы самых различных групп интересов. Основной задачей руководителей компании является удержание баланса и удовлетворение этих различных и противоречивых интересов. В случае хорошо сбалансированной компании создание баланса этих интересов обычно не составляет трудностей. Одна из причин этого заключается в том, что разные группы влияния обычно не стремятся к максимизации только своих интересов. Вместо этого они стремятся к получению удовлетворяющего их результата. Руководители фактически действуют в зоне толерантности, которая являетя областью эффективнй деятельности, в пределах которой их компания удовлетворяет интересы каждой своей ключевой группы влияния. Второй по значимост показатель для многих компанийи после прибыли — это рост величины активов, оборота или объема реализации. Некоторые руководители считают, что существует связь между предельной прибыльностью и величиной компании . До тех пор пока их компания не войдет в число основных, ведущих игроков, они считают, что компания будет уязвимой по отношению к более сильным конкурентам. Некоторые из них указывают на связь между масштабами компании и оплатой труда ее руководства. Поэтому все большую популярность находит многоаспектный и комплексный, а не ориентированный на пару показателей, метод определения целей деятельности смысла существования компании. Как результат такой переориентации методологии все более широкое использование находит многокритериальный подход к анализу эффективности деятельности компаний. Таким образом, журнал Forbes пользуется системой ранжирования 500 самых успешных компаний США, которая включет следующие критерии оценки: средний уровень прибыльности за последние 5 лет (доходность акций их суммарной рыночной стоимости и прибыль на инвестируемый капитал), доходность акций, темпы роста объема продаж, а также абсолютные значения чистого дохода, объемов продаж и доли прибыли за последний год. |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |