Самый важный этап при стратегическом планировании - выбор цели. Что собственно собой представляют цели организации. Это результаты, на достижение которых направлена вся деятельность организации. Различают миссию организации, или как ее еще называют – главную целевую функцию. Она непосредственно определяет направление деятельности всей структуры. Миссия организации представляет собой цель, ради которой собственно и создана организация.
Для определения миссии нужно учесть следующее:
- Формулировку задач нужно делать с учетом производства, рынка и технологий организации.
- Позиция фирмы относительно внешней среды.
- Производственный «климат» организации.
- Тип и потребности потребителя.
Цели организации – отправная точка в планировании. Миссия – отправной пункт для формулировки целей.
Различают следующие виды целей:
- В зависимости от масштаба деятельности цели бывают локальные, частные, глобальные или общие.
- В зависимости от их актуальности – первостепенные или неактуальные.
- В зависимости от ранга – главные или второстепенные.
- В зависимости от фактора времени: тактические и стратегические.
- В зависимости от функций управления: цели координирования и контроля, организации или планирования.
- В зависимости от наличия подсистем организации: технологические, технические, производственные, социальные, коммерческие и экономические.
- Субъективно: групповые или личные.
- В зависимости от осознанности: мнимые или действительные.
- В зависимости от реальности достижения: фантастические или реальные.
- В зависимости от расположения в иерархии: низшие, высшие или промежуточные.
- В зависимости от взаимоотношений: нейтральные, конкурирующие или взаимодействующие.
- В зависимости от объекта взаимодействия: внутренние или внешние.
Стратегическое планирование – это инструмент, способствующий принятию правильных решений и в случае необходимости их корректировке для достижения целей данной организации. Стратегическое планирование состоит из четырех основных видов управленческой деятельности:
- Распределение ресурсов организации. Здесь имеются в виду, активы, технологии, научный опыт и персонал.
- Оптимизация взаимодействия с внешней средой путем адаптации.
- Внутреннее координирование всех видов деятельности организации.
- Формирование стратегии организации на фоне предыдущего опыта и прогнозирования.